Игры III: Буриме и фанты. Моцарт, Шенберг, Берио
Концерт «Буриме и фанты» — третья глава цикла «Игры», придуманного творческим объединением «Притяжение». В этот вечер музыка строится на принципе задания: каждое произведение словно написано по правилу, которое композитору предложил кто-то другой. Здесь есть что-то от буриме, где поэт обязан продолжить стих, подчиняясь заданным рифмам. Так и композитор принимает внешнее условие — сыграть только на одной струне, ограничиться черными или белыми клавишами, следовать новому строгому музыкальному закону, довериться одной руке или «перевести» известные мелодии в другой стиль. Но, как и в буриме, игра с рамками парадоксальным образом рождает свободу: из навязанного правила возникает личное высказывание, из ограничения — творчество. Слушателям предстоит распознать, каким именно условием ограничено каждое произведение. Те, кто угадает больше всех, выиграют билеты на следующий концерт цикла.
Вторая часть концерта — импровизационная, и именно здесь тема «фантов» раскрывается в своем живом, непредсказуемом виде. Если первая часть показывает, как композиторы выполняют заранее придуманные задания, то во второй «фанты» вытягиваются прямо на глазах у зрителей: правила возникают спонтанно, в реальном времени, и музыка становится мгновенной реакцией на них. Ведет вечер кларнетист, основатель популярного YouTube-канала о классической музыке Straduvaly, превращающий сцену в подлинную лабораторию игры, где испытание становится творческим импульсом.
Если предыдущие программы цикла исследовали поиск, узнавание и цепочки ассоциаций, то «Буриме и фанты» обращаются к самой природе задания: изучают, как внешнее условие может стать внутренним стимулом, как игра высвечивает индивидуальность. Правило, принятое добровольно, — это форма диалога с самим собой; ограничение, превращенное в творчество, — один из самых точных способов ощутить свободу. В этом и заключается сила игры, особенно в искусстве: она делает процесс не менее важным, чем результат, позволяя увидеть в каждом буриме и фанте не препятствие, а возможность.
Программа
Произведения Паганини, Шенберга, Дебюсси, Шульхоффа, Моцарта, Берио
Исполнители
Эльнара Караханова, меццо-сопрано
Даниил Коган, скрипка,
Михаил Фейман, скрипка,
Арсений Тарасевич-Николаев, фортепиано
Михаил Турпанов, фортепиано
Роман Викулов, скрипка