Ансамбль Reheard. Впечатление. Заходящее солнце
Программа концерта ансамбля Reheard выстроена вокруг диалога между музыкой Клода Дебюсси и произведениями современных французских композиторов, в первую очередь представителей спектрального направления. Спектрализм — одно из главных музыкальных открытий Франции XX века — во многом восходит к идеям романтиков XIX столетия, и эта программа предлагает слушателю проследить, как они трансформировались в языке новой музыки.
Клод Дебюсси, признанный основоположник музыкального импрессионизма, не принадлежал к спектрализму напрямую, но оказал на него заметное влияние. Его подход к гармонии, цвету звучания, внимание к нюансам и отказ от традиционной тональности заложили основы для развития спектральной техники.
Центральное место в программе занимает музыка Тристана Мюрая — одного из ведущих представителей спектрализма. Его пьеса «Листва сквозь колокола» отсылает к знаменитому произведению Дебюсси «Колокола сквозь листву». Однако в интерпретации Мюрая звуковая иерархия изменена. Он интерпретирует образ колокола как звуковой источник, через резонанс которого становится слышен шелест листвы. Оба произведения прозвучат в концерте, позволяя услышать этот перекресток эстетик.
Еще один диалог с Дебюсси предложен в пьесе Жерара Пессона «Жизнь похожа на рождественскую елку» — камерной миниатюре, созданной на основе двух тактов из скрипичной сонаты Дебюсси. После нее прозвучит сама соната целиком, что даст возможность воспринять пьесу Пессона как своеобразное преломление, отблеск оригинала.
Отдельной точкой в программе станет адажио Альбана Берга — ранняя работа австрийского композитора, в которой особенно ощутимы романтические влияния. Здесь нет противопоставления французской школе, но есть общий исток: эстетика позднего романтизма, из которой развивались и экспрессионизм, и спектрализм, пусть и в разных направлениях. Это сочинение позволяет проследить общие истоки развития европейской музыкальной мысли, сближая ее с французской линией.
Завершит вечер одно из самых известных произведений Тристана Мюрая — «Тринадцать цветов заходящего солнца». Здесь композитор расширяет понятие тембра, используя слово «цвет» для описания сложных звуковых состояний, выходящих за рамки привычной гармонии. Название цикла отсылает к началу импрессионистского движения в живописи — картине Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце», создавая тем самым финальный мост между музыкальными эпохами.
Программа
Жерар Пессон. «Жизнь похожа на рождественскую елку» для скрипки и фортепиано
Клод Дебюсси. Соната для скрипки и фортепиано соль минор
Тристан Мюрай. «Листва сквозь колокола»
Клод Дебюсси. «Образы», вторая тетрадь: «Колокола сквозь листву»
Альбан Берг. Адажио для кларнета, скрипки и фортепиано
Тристан Мюрай. «Unanswered questions» для флейты соло
Тристан Мюрай. «Тринадцать цветов заходящего солнца» для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано
Reheard
Алиса Гражевская, скрипка
Илья Яшин, виолончель
Алена Таран, флейта
Ксения Мельник, кларнет
Полина Желиба, фортепиано