Лекция "Русский религиозный ренессанс в лицах (С. Н. Булгаков)
В центре читательского внимания оказываются писатели, тревожащиеся проблемами вечного. Такие как Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский. Из их читателей выходят деятели русского религиозного ренессанса начала XX века, в том числе религиозные философы С.Н. Булгаков и Н.А. Бердяев. В ходе нашего цикла, состоящего из четырех лекций, мы познакомимся с духовными биографиями этих людей, наполненными напряженными поисками и трудными открытиями. Целью их жизни было преодоление раскола между церковью и культурой.
Это случилось в 1898 году в галерее Цвингер в Дрездене. По залам музея, как всегда, сновали туристы, перед картинами стояли внимательные и углубленные созерцатели. И среди них — интеллигентный молодой человек – в сюртуке, темная бородка клинышком, высокий лоб, нахмуренные брови, — он подходил, внимательно вглядываясь в Сикстинскую Мадонну, отходил и как завороженный опять подходил к ней. И было видно, что с ним происходит нечто необычайное, что это не искусствовед, не эстет, не просто ценитель искусства, а человек, который переживает созерцание этой картины как глубокую внутреннюю встречу.
Этот человек не был ни мистиком, ни визионером – он был русским марксистом (социал-демократом и политэкономом). И приехал он в Германию вовсе не созерцать образ девы Марии, а для того, чтобы обсуждать с Карлом Каутским и густом Бебелем проблемы экономического развития мира и классовой борьбы. И вдруг его что-то остановило. Можно сказать, что с этого мгновения началось его духовное обращение. Этого человека звали Сергей Николаевич Булгаков. Экономист, историк, эссеист, литературный критик, философ, богослов, комментатор Библии, и наконец, священник, декан и профессор Парижского православного богословского института. В нашей лекции постараемся представить эту удивительно разностороннюю личность.
Александр Анатольевич Буров, Старший научный сотрудник Государственного музея истории религии