Ежи, лисы и другие композиторы. Сергей Прокофьев
«Лисица знает многое, а ёж — одно большое». Эти слова, приписываемые античному поэту Архилоху, вдохновили философа Исайя Берлина на создание классификации творцов. Первый тип сводит свое искусство к одной определяющей системе («еж»), второй тип жадно поглощает множество разнообразных, часто противоречивых, идей («лиса»).
Типологию Берлина подхватили гуманитарные исследователи, деля на ежей и лисиц писателей, политиков, экономистов, философов. Автор курса предлагает включить в эту интеллектуальную игру и композиторов. Новый лекционный цикл обращается к музыке начала XX века. Каждая встреча посвящена одному автору и разбору его творческого метода на примере одной партитуры.
Сергей Прокофьев доказывает, что воровать с лисьей виртуозностью можно (и нужно) не только у других авторов, но и у самого себя. Известный трудоголизмом и феноменальной скоростью сочинения, Прокофьев часто использовал один и тот же материал в разных проектах. Чтобы препарировать его композиторский метод, на третьей лекции будет сделано исключение из общего правила курса — речь пойдет сразу о двух партитурах: о балете «Блудный сын» (1929), созданном Прокофьевым для антрепризы Сергея Дягилева, и связанной с ним родственными узами Четвертой симфонии (1930 / 1947).
Лектор — Элина Андрианова, композитор и редактор интернет-версии журнала «Музыкальная академия», автор канала «Слёзы петрушки».