Публичная программа выставки «Границы видимости»
10 июля, 19:30 – Презентация книги Сергея Хачатурова «Апология обломков» и разговор о серии «Очерки визуальности». Совместно с издательством «Новое литературное обозрение»
Спикеры: кандидат искусствоведения, автор серии Залина Тетермазова, художница Анна Лапшинова, художник, режиссер и актер Евгений Митта.
Модератор: куратор Сергей Хачатуров.
Винтажный зал
Продолжает цикл встреч публичной программы выставки «Границы видимости» презентация книги куратора выставки, написанная в рамках серии «Очерки визуальности». Серия «Очерки визуальности» — серия книг издательства “Новое литературное обозрение», посвященная поиску новых способов говорения об искусстве в медиа-эпоху и переосмыслению концепции культуры и науки о ней. Новая книга Сергея Хачатурова «Апология обломков» — это собрание эссе о том, как на протяжение эпох европейская культура изучала руины — от античности до современного искусства. Что такое руины, если отходить от чисто археологического толкования как «разрушенного здания», как они влияют на современное искусство и какой интерес они представляют для культурологов и искусствоведов, обсудим с Сергеем Хачатуровым, с художницей выставки «Границы видимости» Анной Лапшиновой, искусствоведом, автором книги серии «Очерки визуальности» Залиной Тетермазовой и художником, режиссером и актером Евгением Миттой.
Дискуссия пройдет совместно с издательством «Новое литературное обозрение», в котором издается серия.
О спикерах
Залина Тетермазова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания.
Автор книги «Подражание и отражение. Портретная гравюра в России второй половины XVIII века». Преподаватель Высшей школы художественных практик и музейных технологий РГГУ.
Автор телеграм-канала «Кочевники Красоты» об искусстве и музейном закулисье.
Евгений Митта, художник, режиссёр и продюсер документального кино, актер.
Соучредитель «Первой галереи», первой частной галереи современного искусства в СССР, совместно с Айдан Салаховой и Александром Якутом. Участник 44 Биеннале в Венеции, выставки «Раушенберг — нам, мы — Раушенбергу» в советском павильоне, которая получила почетное упоминание жюри.
Участник выставок в России, Европе и США. Режиссёр документальных фильмов о современных художниках, таких как: «Олег Кулик. Вызов и провокация» 2009, «Виноградов и Дубосарский. Картина на заказ» 2010, совместно с А. Шейном, «Выступление и наказание» 2015, «Пепперштейн, сюрреалити — шоу» 2021.
Участник кинофестивалей в России, Европе и Азии. Фильмы находятся в собрании библиотек университетов Принстон и Рочестер.
Соучредитель галереи «Пейперворкс», совместно с Еленой Бакановой.
Работы Евгения Митты находятся в частных коллекциях и собрании Третьяковской галереи.
Анна Лапшинова, художница, работающая с живописью, графикой, инсталляциями и объектами.
Окончила Московское академическое художественное училище (МАХУ), Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова (мастерская Айдан Салаховой) и «Свободные мастерские».
С 2021 года активно участвует в российских и международных ярмарках современного искусства, включая Cosmoscow, Blazar, Catalog и Маркет современного искусства WIN-WIN. Сотрудничает с ведущими российскими галереями. В 2022 году в московской Pogodina Gallery состоялась ее первая персональная выставка «HOME», где были представлены работы, исследующие тему дома и памяти через призму повседневности.
В своем творчестве Анна обращается к человеческим эмоциям, социальным нормам и коллективным ритуалам, трансформируя обыденные сюжеты в поэтические визуальные нарративы. Ее работы балансируют между личным и универсальным, раскрывая темы семьи, детства и бытовых привычек через смешение медиа и экспериментальные подходы.
Сергей Хачатуров, куратор выставки «Границы видимости», историк искусства, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного искусства исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, преподаватель Московской школы фотографии имени А.М. Родченко, школы-студии МХАТ, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания. Автор выставочных программ: трилогия «Уленшпигель» (МАММ, ЕКАртБюро, VLADEY), серия выставок ЦТИ Фабрика («Рабочее движение», «ПроЯвление», «Энергия ожидания», Et in Arcadia ego, «Нотация»). Автор программы выставок интернет-ресурса РОМАН ГОТИЧЕСКОГО ВКУСА в ГМЗ Царицыно: «Ожившая пьеса императрицы», «Призрак рыЦАРЬ», «Гипноз Пространства», «Косморама XVIII», «Птичий концерт», «Одоевский». Куратор выставок: «Вертограды Шварцмана», «Гросицкий. Вещность», «Машинерия зрелищ», JART (Владимир Карташов. Невинные шалости. Технорококо, «Уроборос») в ММОМА.
__________________________________________________
Прошедшее
22 мая, 19:30 – дискуссия «Анатомия зрения: как взгляд превращает свет в искусство»
Спикеры: врач-офтальмолог Вероника Поминова, архитектор Константин Ларин, специалист по компьютерной графике Борис Чуприн.
Модератор: куратор Сергей Хачатуров.
Винтажный зал
Открывает публичную программу выставки «Границы видимости» дискуссия «Анатомия зрения: как взгляд превращает свет в искусство» — встреча куратора выставки «Границы видимости» Сергея Хачатурова, врача-офтальмолога Вероники Поминовой, специалиста по компьютерной графике Бориса Чуприна и архитектора Константина Ларина.
Обсудим, как устроен человеческий глаз и что в его устройстве позволяет превращать свет в образы, вдохновляющие художников на создание искусства.
О спикерах
Вероника Поминова, врач-офтальмолог, амбулаторный хирург в Федеральном медико-биологическом агентстве (ФМБА России) и СМ-клиника. Участник всероссийских научных конференций «Федоровские чтения» и «Пироговский офтальмологический форум».
Соавтор научных публикаций в рецензируемых медицинских изданиях. Окончила Кубанский Государственный медицинский университет (КубГМУ) и РНИМУ им.Пирогова по специализации «Офтальмология».
Константин Ларин, архитектор выставки «Границы видимости», выпускник Московского архитектурного института, основатель архитектурного бюро Progress 88. Автор проекта здания балетной школы-студии DanceSecret в Москве, экспозиции выставок «Старая Квартира» в Музее Москвы, Русский павильон и павильон TAEX в Венеции, Премии Кандинского.
Борис Чуприн, арт-директор отдела RnD XR в СБЕР УЭСМО (управление экспериментальных систем машинного обучения), занимается как компьютерной графикой в целом, так и практическим применением генеративных моделей в CG.
Более 20 лет занимался компьютерной графикой в области разработки компьютерных игр, на должностях от художника, до руководителя студии
Работал как в ведущих росcийских компаниях игровой индустрии: Akella, Game-Insight, Mail.ru, так и с зарубежным компаниями: Sony, Microsoft, Activision.
Сергей Хачатуров, куратор выставки «Границы видимости», историк искусства, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного искусства исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, преподаватель Московской школы фотографии имени А.М. Родченко, школы-студии МХАТ, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания. Автор выставочных программ: трилогия «Уленшпигель» (МАММ, ЕКАртБюро, VLADEY), серия выставок ЦТИ Фабрика («Рабочее движение», «ПроЯвление», «Энергия ожидания», Et in Arcadia ego, «Нотация»). Автор программы выставок интернет-ресурса РОМАН ГОТИЧЕСКОГО ВКУСА в ГМЗ Царицыно: «Ожившая пьеса императрицы», «Призрак рыЦАРЬ», «Гипноз Пространства», «Косморама XVIII», «Птичий концерт», «Одоевский». Куратор выставок: «Вертограды Шварцмана», «Гросицкий. Вещность», «Машинерия зрелищ», JART (Владимир Карташов. Невинные шалости. Технорококо, «Уроборос») в ММОМА.
_________________________________________________________________________
7 июня в 16:00 — дискуссия «Визуальные аттракционы в кино»
Спикеры: режиссер Михаил Местецкий, художник Платон Инфанте, куратор Сергей Хачатуров.
Модератор: основатель и генеральный продюсер издания DREAMCAST Трифон Бебутов
Винтажный зал
Продолжает публичную программу выставки «Границы видимости» встреча «Визуальные аттракционы в кино». На встрече эксперты из области кино обсудят великие киноаттракционы совместно с изданием DREAMCAST.
Понятие «аттракцион» в кинематографе ввел советский режиссер и теоретик кино Сергей Эйзенштейн в 1920-х годах, разработав теорию «монтажа аттракционов», где аттракцион — это сильный эмоциональный или шоковый момент, воздействующий на зрителя. Как технически создается аттракцион, какие оптические иллюзии при его создании используют кинематографисты: смена ракурсов, освещение, специальная постановка кадров. Как кинематограф использует свойства человеческого зрения, создавая иллюзии. Почему мы верим в реальность того, что видим на экране, и как режиссер заставляет нас переживать нужные эмоции и многое другое обсудим вместе с основателем и генеральным продюсером издания DREAMCAST Трифоном Бебутовым, режиссером Михаилом Местецким, художником Платоном Инфанте и куратором выставки «Границы видимости» Сергеем Хачатуровым.
О спикерах
Михаил Местецкий, режиссер, сценарист.
В 2003 году окончил историко-филологический факультет РГГУ, в 2006 – Высшие Курсы сценаристов и режиссеров (мастерскую В.Наумова, А.Добровольского и Е.Митько). Публиковался как прозаик в журналах «Эсквайр», «Доберман» и др. Лауреат многих российских кинофестивалей. Автор короткометражных фильмов, в числе которых «Ноги – атавизм». Режиссер полнометражных фильмов «Тряпичный союз» и «Год рождения», автор сценария к фильмам «Легенда №17», «Хороший мальчик» и др.
В 2012 году организовал музыкальную группу «Шкловский», которая активно концертирует, записывает альбомы и снимает популярные клипы
Лауреат множества наград, в том числе гран-при Шанхайского кинофестиваля, гран-при и приз Гильдии киноведов и кинокритиков России «За урок истории», конкурса «Кинотавр. Короткий метр», «Золотой орел» и др.
Платон Инфанте, художник.
Родился в Москве в семье художников с испанскими корнями.После классического художественного образования в Московском академическом художественном лицее при Российской академии художеств, увлёкся кинематографом и окончил ВГИК как режиссёр кино и мультимедиа.
В 1996 году основал арт-группу «Homourban» и начал участвовать в выставках современного искусства.
С 2010 года главная сфера его художественных интересов — пространство между природным и виртуальным мирами. В поисках многомерности он создаёт инсталляции и объекты, которые выставляются на групповых и персональных выставках современного искусства в Европе. Работы приобретены частными коллекционерами, государственными галереями и музеями.
Сергей Хачатуров, куратор выставки «Границы видимости», историк искусства, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного искусства исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, преподаватель Московской школы фотографии имени А.М. Родченко, школы-студии МХАТ, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания. Автор выставочных программ: трилогия «Уленшпигель» (МАММ, ЕКАртБюро, VLADEY), серия выставок ЦТИ Фабрика («Рабочее движение», «ПроЯвление», «Энергия ожидания», Et in Arcadia ego, «Нотация»). Автор программы выставок интернет-ресурса РОМАН ГОТИЧЕСКОГО ВКУСА в ГМЗ Царицыно: «Ожившая пьеса императрицы», «Призрак рыЦАРЬ», «Гипноз Пространства», «Косморама XVIII», «Птичий концерт», «Одоевский». Куратор выставок: «Вертограды Шварцмана», «Гросицкий. Вещность», «Машинерия зрелищ», JART (Владимир Карташов. Невинные шалости. Технорококо, «Уроборос») в ММОМА.
Трифон Бебутов, основатель и генеральный продюсер издания DREAMCAST, медиаменеджер, автор документальных фильмов, журналист. В прошлом — главный редактор журнала «Правила жизни», журнала «Афиша Daily», директор по контенту «Афиши». В разные годы сотрудничал в качестве диджитал-продюсера с Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», принимал участие в качестве спикера и эксперта на «Российской креативной неделе», «Московском урбанистическом форуме», «Петербургском международном экономическом форуме» и др.
_________________________________________________________________________
19 июня в 19:30 — дискуссия «Картина в картине»
Спикеры: арт-критик Юлия Тихомирова, художник Егор Кошелев, художник Иван Репкин, Юлия Лидерман.
Модератор: куратор Сергей Хачатуров.
Винтажный зал
Следующая встреча публичной программы выставки «Границы видимости» Продолжает публичную программу выставки «Границы видимости» дискуссия «Картина в картине». На встрече участники обратятся к феномену послеобраза в искусстве и философии, исследуя, как эти пограничные визуальные явления становятся ключами к пониманию целого произведения.
Послеобраз — это феномен, возникающий в искусстве и восприятии, когда изображение или его элементы, даже исчезнув из непосредственного поля зрения, продолжают существовать в измененной или искаженной форме, подобно оптическому следу после длительной зрительной фиксации на объекте.
Как художники работают с этим феноменом, превращая его в часть своего творческого метода? Какие философские и художественные смыслы скрываются за «картиной в картине» — тем, что остается за границами первого взгляда?
В первой части встречи арт-критик Юлия Тихомирова представит свое эссе на тему послеобраза, а во второй части вместе с гостями дискуссии мы подробно обсудим, как послеобразы влияют на наше восприятие искусства, почему они становятся мостом между видимым и невидимым, а также как современные художники используют их в своих работах.
Спикеры: художник Егор Кошелев, арт-критик Юлия Тихомирова, художник Иван Репкин, модератор — куратор выставки «Границы видимости» Сергей Хачатуров.
О спикерах
Юлия Тихомирова, художественный критик, историк искусства, куратор. Постоянный автор изданий «Артгид» и «Диалог искусств». Автор статей в «Художественном журнале», в журнале «Флаги», газете «Коммерсантъ» и других.
Егор Кошелев, художник, кандидат наук по искусствоведению.
Окончил Академию им. С.Г. Строганова (отделение монументальной живописи), а в 2006 году, защитив диссертацию о Тинторетто, получил кандидатскую степень по искусствоведению. После выпуска из Академии Егор Кошелев участвовал в ежегодных выставках проекта «Мастерская» в Московском музее современного искусства, где был замечен и приглашен к сотрудничеству галеристом Владимиром Овчаренко.
В ранний период (2006–2010) художник переосмысляет эстетику граффити и академической традиции («Верные друзья», 2005; «Русь», 2007; «Осанна», 2007; «Гештальт», 2009 и др.). Он кристаллизует форму, использует флюоресцентные краски и намеренно сталкивает «высокое» и «низкое» в своих произведениях. Этот круг работ был объединен в первой персональной выставке «Странные теги» (2008) и последовавшей за ней «Фобии» (2009).
В начале 2010-х Егор Кошелев переходит к более мягкой моделировке формы, реже использует граффити шрифты. Он продолжает играть с цитатами из классического и современного искусства, массовой культуры, сочиняя искусствоведческие ребусы и послания на злобу дня. Последнее десятилетие Кошелев много работает с проблемой места художника в мире — как через теоретические работы, так и конструируя целые резиденции воображаемых творцов (проект «Палаццо Кошелев», 2017).
Лауреат премии Strabag Kunstforum (2012). Работы в коллекциях ММОМА, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея-заповедника Царицыно.
Иван Репкин, архитектор, художник, скульптор.
Выпускник МАрхИ. Участник 11 сезона Открытых студий Винзавода.
Работает с такими медиа, как живопись, скульптура, графика, инсталляция. В своей практике обращается к темам личных переживаний, внутренних зажимов и рефлексии внешних событий. Комбинируя разные медиа, предпринимает попытку исследования и проработки неразрешенных внутренних конфликтов, страхов и переживаний через фиксирование их в художественной форме.
Архитектор ряда выставочных проектов, художественных проектов и инсталляций.
Сергей Хачатуров, куратор выставки «Границы видимости», историк искусства, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного искусства исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, преподаватель Московской школы фотографии имени А.М. Родченко, школы-студии МХАТ, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания. Автор выставочных программ: трилогия «Уленшпигель» (МАММ, ЕКАртБюро, VLADEY), серия выставок ЦТИ Фабрика («Рабочее движение», «ПроЯвление», «Энергия ожидания», Et in Arcadia ego, «Нотация»). Автор программы выставок интернет-ресурса РОМАН ГОТИЧЕСКОГО ВКУСА в ГМЗ Царицыно: «Ожившая пьеса императрицы», «Призрак рыЦАРЬ», «Гипноз Пространства», «Косморама XVIII», «Птичий концерт», «Одоевский». Куратор выставок: «Вертограды Шварцмана», «Гросицкий. Вещность», «Машинерия зрелищ», JART (Владимир Карташов. Невинные шалости. Технорококо, «Уроборос») в ММОМА.
_________________________________________________________________________
21 июня в 19:30 — дискуссия «Галлюцинации и искусство: когда мозг рисует вместо глаз»
Спикеры: художник Андрей Соболев, офтальмолог Андрей Демчинский, художник Никита Спиридонов.
Модератор: Яна Сидоркина
Винтажный зал
Продолжает публичную программу выставки «Границы видимости» дискуссия «Галлюцинации и искусство: когда мозг рисует вместо глаз».
Во время дискуссии поговорим о разных состояниях, когда человек теряет контроль над сознанием: мигрени с аурой, синдром Шарля Бонне — феномен, при котором люди с потерей зрения видят сложные галлюцинаторные образы, порой неотличимые от художественных видений, наркотические галлюцинации. Вспомним как сюрреалисты использовали измененные состояния — от гипноза до сна — для создания произведений, выходящих за рамки привычных плоскостей.
Вместе с художником Андреем Соболевым, офтальмологом Андреем Демчинским и художником Никитой Спиридоновым обсудим, миф ли то, что искаженное восприятие рождает новые визуальные языки и что утрата контроля над сознанием становится источником вдохновения.
О спикерах
Андрей Соболев, художник
С 1991 года — инспектор группы «Инспекция Медицинская Герменевтика». С 1993 года — в составе «Облачной комиссии». В 1996 году вместе с Сергеем Ануфриевым и Евгением Шелиповским (Кемеровским) основали «Общество Тарту». Участник многочисленных персональных и групповых выставок в Московском Дворце Молодежи, Клубе Авангардистов КЛАВА, Выставочном зале на Кузнецком мосту, галерее Риджина, Центральном Доме Художников, Государственной Третьяковской галерее, Музее Москвы и на других площадках, в том числе за рубежом.
Андрей Демчинский, офтальмолог, кандидат медицинских наук, разработчик.
В прошлом — практикующий врач-офтальмолог. Автор VR-симуляторов для симуляции болезней глаз, бионического зрения для обучения и помощи в тифлокомментировании (SMW Tiflo) и слабовидящим Курировал три проекта по офтальмогенетике и организацию установки первых в стране операций по установке имплантов Argus II.
Работал над проектом по разработке голографических контактных линз (разработка концепции искусственного глаза, анализ зрительного восприятия, фундаментальная оценка безопасности голографических лазеров для сетчатки).
Генеральный директор стартапа NOE — проект, занимающийся разработкой медицинских VR/AR симуляторов для обучения диагностике и микрохирургии, а также диагностического оборудования с ИИ-ассистентами.
Руководитель научной группы в ImderiusGroup — исследовательском проекте по разработке технологии VR с прямой стимуляцией мозга (концепция полного погружения в метавселенные, интернет чувств).
Сооснователь технологической MedTech компании «Нейроимпланты Элвис». Директор проекта ELVIS V.
Президент Ассоциации врачей-офтальмологов и разработчиков инновационных технологий «АСПЕКТУМ», эксперт в MedTech акселераторе Сеченовского университета «Sechenov Tech».
Никита Спиридонов, художник, композитор, куратор, основатель коллектива u/n multitude — сообщества художников и историков музыки, практика которых неразрывно связана с перформативной, публичной деятельностью.
В контексте художественной практики u/n multitude, Никита исследует политическое измерение звука, создавая перформансы и политические партитуры.
Как видеохудожник и режиссер, Спиридонов продолжает брать исторические события за отправную точку и исследует трудности памяти наряду с самой способностью помнить.
Является участником многочисленных выставок, среди которых: Политические партитуры (ЦСИ Винзавод, Москва, 2014), Оркестры (Солянка, Москва, 2016), Notes for Tomorrow (2021–2025).
Помимо художественной практики, Спиридонов занимается кураторской деятельностью и работает в Галерее Парк, где вовлечен в работу с местным районным сообществом.
Яна Сидоркина
Основатель телеграм-канала «ты сегодня такой пепперштейн», исследователь младшего поколения московского концептуализма, художник, музыкант, издатель.
_________________________________________________________________________
29 июня в 16:00 – дискуссия «Видят ли андроиды сны о современном искусстве»
Спикеры: специалист в области компьютерного зрения Иван Копылов, инженер-разработчик Иван Апанасевич, ведущий эксперт по ИИ Дмитрий Сошников, художник Катика и художник Владимир Потапов
Модератор: Евгений Соколов
Винтажный зал
Встреча «Видят ли андроиды сны о современном искусстве» соберет экспертов бигтеха и деятелей искусства для обсуждения влияния технологий на творчество.
В рамках дискуссии эксперты ведущих технологических корпораций Евгений Соколов, Иван Копылов, Иван Апанасевич, Дмитрий Сошников, и художники выставки «Границы видимости» Владимир Потапов и Катика, обсудят, как алгоритмы машинного обучения интерпретируют изображения, чем «компьютерное зрение» отличается от генеративных моделей (всем уже знакомых нейросетей), как можно использовать «компьютерное зрение» в современном искусстве и станет ли это еще одним инструментом художника и авторов выставок.
Модератор:
Евгений Соколов, руководитель департамента больших данных и информационного поиска ФКН НИУ ВШЭ
Доцент факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, одного из лидеров образования и науки по ИИ и Computer Science в стране. На факультете Евгений руководит департаментом больших данных и информационного поиска, а также является научным руководителем Центра непрерывного образования. Развивает программы в партнерстве с бигтех-компаниями (Яндекс, Сбер, Т-Банк, МТС и др.).
В 2024 году Евгений стал лауреатом Yandex ML Prize — одной из самых престижных премий в сфере ИИ.
О спикерах:
Иван Копылов, разработчик
Ведущий разработчик MWS AI. Специалист в области компьютерного зрения, машинного обучения. Преподаватель факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, автор и разработчик курсов по компьютерному зрению, MLOps и применению современных AI-моделей в прикладных задачах. Участник и организатор образовательных проектов и хакатонов, направленных на популяризацию ИИ среди школьников и студентов.
Иван Апанасевич, инженер в области глубинного обучения и робототехники
Аспирант Сколтеха, R&D инженер Центра робототехники Сбера. Иван исследует применение генеративного ИИ в манипуляции: работает с визуально-языковыми моделями (VLA), диффузионными и видео-генеративными подходами для обучения робототехнических политик.
Работает на пересечении восприятия и действия, стремясь расширить возможности роботов в понимании и взаимодействии с физическим миром.
Владимир Потапов, художник, куратор
Участник выставки «Границы видимости», преподаватель курса «Живопись в современном искусстве» в «Новые творческие мастерские», Государственная Третьяковская галерея. Руководитель магистратуры «Современная живопись» Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Номинант премии Кандинского в номинации «Молодой художник года», 2014
Финалист Zverev Art Prize, Москва, 2021
Финалист Kuryokhin Award в номинации «Лучшее произведение визуального искусства», Санкт-Петербург, 2018
У художника прошло более 30-ти персональных выставок, как в России, так и за рубежом.
Катика, художница
Участница выставки «Границы Видимости», выпускница восьмого сезона Открытых студий Винзавода. Персональные выставки художницы проходили как в России, так и за рубежом.
Дмитрий Сошников, ведущий эксперт по ИИ и машинному обучению
К.ф.-м.н., доцент МАИ/НИУ ВШЭ, технический руководитель лаборатории генеративного ИИ, преподаватель курса «Программирование и ИИ для креативных дисциплин» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Консультант Yandex Cloud, разработчик ПО и цифровой художник.
_______________________________________________________________________
5 июля в 16:00 — дискуссия «Что видит мозг?»
Спикеры: академик Российской академии образования и доктор психологических наук Татьяна Тихомирова, театровед, театральный критик Кристина Матвиенко
Модератор: куратор Сергей Хачатуров
Винтажный зал
Продолжает публичную программу выставки «Границы видимости» дискуссия «Что видит мозг?».
Встреча объединит экспертов из разных областей знаний, чтобы исследовать загадки человеческого восприятия. В первой части встречи академик Российской академии образования и доктор психологических наук Татьяна Тихомирова сделает доклад о том, как человек с точки зрения психологии воспринимает множество объектов, как визуальные параметры объектов (размер, форма, цвет, расположение) влияют на точность восприятия множеств, выявляя ключевые закономерности и когнитивные механизмы через психологические эксперименты и художественные примеры.
Во второй части встречи участники дискуссии театровед, театральный критик Кристина Матвиенко вместе с модератором дискуссии куратором Сергеем Хачатуровым обсудят, как наш мозг конструирует реальность, какие физиологические и психологические механизмы лежат в основе зрения и почему люди с одинаковыми глазами могут видеть мир по-разному. Разговор коснётся не только биологических аспектов, но и культурных фильтров, влияющих на наше восприятие — от индивидуального опыта до коллективных представлений об искусстве. Спикеры рассмотрят, где проходит граница между объективной реальностью и субъективным видением, и как художники играют с этими границами в своих работах.
О спикерах
Татьяна Тихомирова, академик Российской академии образования, доктор психологических наук, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования.
Работает в должности ведущего научного сотрудника Психологического института Российской академии образования и является научным руководителем Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования.
Татьяна Тихомирова – автор более 200 публикаций в мировых научных изданиях в области психологии развития, психологии индивидуальных различий, когнитивной психологии и психологии образования. Исследовательское внимание Татьяны Тихомировой сфокусировано на анализе траекторий когнитивного развития по важнейшим для успешного обучения признакам – скорости обработки информации, зрительно-пространственной рабочей памяти, способности к оперированию множествами в виде объектов и чисел.
Кристина Матвиенко, театровед, театральный критик.
Кандидат искусствоведения. Была арт-директором фестиваля «Новая драма» и проекта «Новая пьеса» в рамках фестиваля «Золотая Маска», членом экспертного совета фестиваля «Золотая Маска», куратором программы Russian Case-2018 фестиваля «Золотая Маска». Руководила вместе с Еленой Ковальской магистратурой «Социальный театр» ГИТИС (2020 — 2024).
С 2024 — мастер первого театроведческого набора калининградского филиала РГИСИ. Заместитель руководителя отдела внешних коммуникаций и развития Электротеатра Станиславский.
Сергей Хачатуров, куратор выставки «Границы видимости», историк искусства, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного искусства исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, преподаватель Московской школы фотографии имени А.М. Родченко, школы-студии МХАТ, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания. Автор выставочных программ: трилогия «Уленшпигель» (МАММ, ЕКАртБюро, VLADEY), серия выставок ЦТИ Фабрика («Рабочее движение», «ПроЯвление», «Энергия ожидания», Et in Arcadia ego, «Нотация»). Автор программы выставок интернет-ресурса РОМАН ГОТИЧЕСКОГО ВКУСА в ГМЗ Царицыно: «Ожившая пьеса императрицы», «Призрак рыЦАРЬ», «Гипноз Пространства», «Косморама XVIII», «Птичий концерт», «Одоевский». Куратор выставок: «Вертограды Шварцмана», «Гросицкий. Вещность», «Машинерия зрелищ», JART (Владимир Карташов. Невинные шалости. Технорококо, «Уроборос») в ММОМА.