Курс Валерии Путинцевой-Арданской «Мыслить искусство. Мыслить как искусство»
Курс для тех, кто хочет не просто знать о современном искусстве, но и понимать его контекст и мыслить его категориями. Мы увлекательно, глубоко и доступно исследуем, как концепции определяют визуальное воплощение и находят отражение в эстетических формах и нашем мышлении.
Лекционный блок (6 встреч): систематизируем 100 лет развития искусства: от истоков модернизма до роли техники в доцифровую эпоху через призмы герменевтики, психоанализа и марксизма. Изучим эволюцию искусства и механизмы его воздействия.
Практический блок (4 встречи): работа с текстами ключевых философов, деловая игра «Слова и вещи» и философская рефлексия. Освоим искусство аргументированной дискуссии и научимся применять философские инструменты как к искусству, так и к повседневным практикам.
Курс будет полезен для всех, кто стремится:
— освоить ключевые философские концепции, стоящие за искусством XX-XXI вв.
— научиться анализировать сложные тексты и визуальные образы, применяя их в своей практике (дизайн, IT, маркетинг, креативные индустрии).
— участвовать в содержательных дискуссиях, а не просто слушать.
— получить не только знания, но и практические инструменты интерпретации.
Лектор и автор курса: Валерия Путинцева-Арданская — кандидат философских наук, куратор, научный сотрудник просветительского отдела Московского музея современного искусства. Победитель всероссийского конкурса «Знание.Лектор 2024» (из 19.000). Номинант (ТОП-3) премии в области искусствознания «Zverev Art Prize» — «Лучшая книга о современном искусстве», специалист в области философии медиа, визуальных исследований и современной философии искусства.
Лекционный блок. «Мыслить искусство»
Лекторий (5 этаж)
Лекция 1. Рождение модернизма и массового сознания из духа техники: как поезда и аэропланы изменили мир искусства
27 сентября с 13:00 до 15:00
Первые десятилетия XX столетия прошли под знаком стремительного технического прогресса: железные дороги и авиация, квантовая теория и новые научные парадигмы радикально изменили восприятие пространства и времени. Изменение ключевых познавательных установок стало спусковым крючком для целого ряда художественных направлений: абстракционизм, футуризм, метафизическая живопись.
Одновременно на международных выставках заявляли о себе национальные павильоны, где зарождалась мода на экзотику и "новый руссоизм" — интерес к не-европейским культурам и архаическим формам. Эти тенденции воплотились в эстетике ар-нуво и ар-деко, а также в философских концепциях, переосмысливших место европейской цивилизации (Анри Бергсон, Эрнст Кассирер, Освальд Шпенглер).
Головокружительное ускорение жизни (телеграф заменил почтовых голубей, поезда и автомобили вытеснили конные экипажи) не просто изменило быт — оно перевернуло само восприятие реальности. Одновременно технический прогресс открыл прежде недоступные уголки мира, сделав "экзотику" частью моды и повседневной культуры.
Лекция 2. Сознание, язык и смыслы: контекст и концепт
11 октября с 13:00 до 15:00
Середина XX века ознаменовалась расцветом аналитической философии языка, где логика стала не просто инструментом, а ключевым критерием оценки философских проблем. Мы проследим эту эволюцию — от логических систем Готлоба Фреге и Бертрана Рассела до позднего Людвига Витгенштейна и теории речевых актов Джона Остина.
Этот подход — с его акцентом на примат концепта над формой, критикой языковых условностей и анализом власти дискурса — напрямую повлиял на художественную практику концептуалистов. Такие художники, как Джозеф Кошут и группа Art & Language, сделали текст, документацию и инструкцию основными медиумами искусства, исследуя язык как фундаментальный инструмент познания.
Но действительно ли структура языка диктует нам, как категоризировать мир и мыслить? Мы обратимся к современным научным данным и дискуссиям о влиянии языка на восприятие, включая исследования нейробиологии. Отдельно разберём, как «тёмные паттерны» цифровых платформ — алгоритмы соцсетей и дизайн приложений — перестраивают наше мышление: меняют способы обработки языка, формирования концептов и даже извлечения смыслов. Как это отражается на искусстве и философии сегодня?
Лекция 3. Онтологическое прочтение искусства и философская герменевтика как реакции на «утрату середины»: что изменилось в (мета)модерне?
25 октября с 13:00 до 15:00
1920-е годы, с рождением масс-медиа, стали временем радикальной трансформации общества. Философы Мартин Хайдеггер и Ганс-Георг Гадамер писали об "утрате середины" (Heimweh, "Heimatlosigkeit") — кризисе укорененности и общего смыслового горизонта в мире технического прогресса и ускорения. Если радио и телевидение создали "глобальную деревню" (Маршалл Маклюэн), то одновременно разрушили локальные контексты, усилив отчуждение. Сегодня цифровые соцсети, с их алгоритмическими "пузырями" и симуляцией коммуникации, доводят эту логику до предела, превращая "утрату середины" в ключевую черту (мета)модерна.
Ответом искусства на этот кризис стал поворот к материальности, телесности и пространству — попытка заново осмыслить основы художественного акта в мире, лишенном устойчивых ориентиров. Художники ищут "новую середину" через обращение к классике, метафизическому реализму и вечным темам: жизнь, смерть, миф. Проанализируем работы художников, обращающихся к вечным темам (жизнь, смерть, миф), но через призму современного опыта разрыва (Герхард Рихтер, ранний Георг Базелиц, Егор Кошелев, AES+F). Сформируем взгляд, где пролегает граница между иронией, ностальгией и искренностью в обращении к "вечному".
Лекция 4. Психоаналитическое и (пост)феноменологическое прочтение визуального знака и обман зрения
8 ноября с 13:00 до 15:00
Что если зыбкие образы и визуальные парадоксы — не просто ошибки восприятия, а дверь в механизмы того, как наше сознание собирает реальность? Мы отправимся в путешествие по извилистым тропам восприятия, где теории Фрейда о жутком (Unheimlichkeit) пересекаются с лакановским «взглядом Другого» и бодрийяровскими симулякрами, прячущимися в слепых зонах нашего зрения.
Этот путь приведет нас к (пост)феноменологической традиции Мерло-Понти, где восприятие оказывается живым диалогом между телом и миром — диалогом, который цифровые технологии (VR/AR) радикально переосмысляют, стирая границы между реальным и воображаемым.
Мы проследим, как художники — от сюрреалистов до современных мастеров инсталляции — играют с нашим восприятием, создавая работы, которые ставят под вопрос саму природу визуального опыта. Особое внимание уделим тому, как в эпоху deepfake’ов и NFT традиционные понятия подлинности и авторства приобретают новые, тревожащие измерения.
Лекция 5. Социально-экономические институты искусства: от (нео)марксизма к постфордизму
22 ноября с 13:00 до 15:00
Искусство никогда не существовало в вакууме — оно рождается, живет и умирает в тисках конкретных социально-экономических систем, которые определяют не только его цену, но и саму возможность его появления, признания культурных ценностей и их сохранения. Мы проследим эту взаимосвязь через призму критической теории: от марксистского анализа индустриальной эпохи до постфордистской реальности, где творчество превратилось в один из видов капитала, а производство смыслов — в часть рыночной логики.
Почему музей — это не просто хранилище шедевров, а «поле символической власти» (Пьер Бурдье)? Как культуриндустрия (Теодор Адорно) подавляет подлинный опыт, превращая искусство в товар? И почему постмодернизм (Фредерик Джеймисон) стал культурной логикой позднего капитализма? Мы разберём, как дематериализация труда, гиперпотребление и власть симулякров переформатировали художественные практики.
Гибкие сети, проектный труд, прекаризация художников и фестивальная экономика — всё это признаки новой эпохи, где биеннале, ярмарки и резиденции работают как конвейеры культурного производства. Искусство стало инструментом брендинга территорий и инфраструктурных инвестиций (музейный бум в Азии и ОАЭ). Что это значит для художников, зрителей и самого искусства?
Лекция 6. Цифровая революция и новые медиа в музее и вне музея
6 декабря с 13:00 до 15:00
Философской картой этой темы нам послужит работа Льва Мановича «Язык новых медиа», где пять принципов цифровой культуры — от модульности до транскодирования — остаются ключом к пониманию современного медийного ландшафта с его AI-ботами и метавселенными. Но цифровизация искусства — это не просто оцифрованные каталоги или сайты музеев, а глубинный сдвиг: дематериализация артефакта радикально ставит под вопрос саму «ауру» оригинала в эпоху бесконечного копирования.
Сетевое общество диктует новые правила игры: виральность, алгоритмические ленты, культура репоста и онлайн-коммьюнити в экономике внимания. Границы между создателем и зрителем размываются — через интерактивность и сгенерированный ИИ-контент потребитель становится соучастником творческого процесса.Осмыслим философскую цифровой трансформации мира – это освободительная сила, открывающая беспрецедентные возможности для выражения, демократизирующая доступ и ломающая старые иерархии? Или она несет с собой новые цепи – зависимость от платформенного капитализма, усугубление цифрового неравенства и вечную гонку за ускользающим «актуальным»?
Музей сегодня — это гибридная машина ощущений, где традиционная функция архива наследия встречается с цифровым интернет-серфингом. Онлайн-архивы и виртуальные туры расширяют доступ, но обостряют главный вопрос: сохраняется ли магия подлинной встречи с искусством, когда экран становится основным медиумом восприятия?
Практический блок (дискуссионный клуб). «Мыслить как искусство»
Библиотека (2 этаж)
11 октября с 15:30 до 17:00. Знакомство с техникой философской рефлексии: откуда я что-то знаю? Разберём паттерны мышления, влияние языка на сознание и роль культурных кодов. Формат — групповая работа с интерактивными упражнениями.
25 октября с 15:30 до 17:00. Чтение и анализ текста Мартина Хайдеггера «Вещь». Участники заранее получат материалы для подготовки. Встреча включает групповое обсуждение, философскую рефлексию и детальный разбор ключевых идей.
8 ноября с 15:30 до 17:00. Деловая игра «Слова и вещи». Знакомство с техникой деловой игры. Игра и рефлексия.
22 ноября с 15:30 до 17:00. Чтение и разбор фрагмента текста Фредерика Джеймисона «Культурная логика позднего капитализма». Встреча включает групповое обсуждение и анализ. Участники заранее получат материалы для подготовки.
Практическая цель блока — развить навыки аргументированной дискуссии и критического анализа. Через серию практических занятий вы научитесь выстраивать убедительные аргументы, вести сложные дискуссии и глубоко анализировать как философские тексты, так и визуальные образы. Эти навыки — умение разбирать сложные идеи, четко формулировать свою позицию и аргументированно её отстаивать — вы сможете применять в самых разных профессиональных сферах, будь то дизайн, IT, маркетинг или креативные индустрии.
Лекционные занятия сопровождаются онлайн-трансляцией на платформе МТС Link. В день занятия на ваш адрес электронной почты придет приглашение. Приглашения приходят автоматически, даже если вы собираетесь посетить мероприятие в очном формате. Если вам не пришло письмо, связаться с нами можно по почте: pr@mmoma.ru. Запись лекции придет на следующий день.
Занятия практического блока (дискуссии) проходят только в офлайн-формате.
Для приобретения льготных билетов со скидкой (400 рублей за единоразовое посещение) обращайтесь по почте: pr@mmoma.ru.