Бунт против благозвучия
К началу ХХ века композиторы, не сговариваясь, пришли к выводу об исчерпании тональной системы. Альтернативы традиционной функциональной гармонии развивались в творчестве Скрябина и его последователей – Рославца, Вышнеградского, Обухова. Нововенская школа – Шёнберг, Берг, Веберн – разрабатывает додекафонию: новую атональную систему использования 12 полутонов звукоряда. Луиджи Руссоло выступает с манифестом «Искусство шума», Арсений Авраамов устраивает исполнение Симфонии гудков — циклопического перформанса для звучащего города.
Стремительно развивается индустрия звукозаписи. Бунт серьезной музыки против «благозвучия» окончательно разводит ее с музыкой популярной, которая постепенно вытесняет фольклор и домашнее музицирование из быта горожан.
Формы и процессы художественного бытования звука с выдающихся экспериментов 1910-20-х до наших дней прослеживают музыкант Григорий Кротенко и культуролог Константин Дудаков-Кашуро, специалист по искусству и литературе немецкого и итальянского авангарда, диджей.