Агония. Шостакович и Вайнберг
В основе программы — два камерных трио, написанных Дмитрием Шостаковичем и Моисеем Вайнбергом в 1944–1945 годах.
Творческая дружба связывала композиторов более 30 лет; Вайнберг с удовольствием называл Шостаковича своим учителем. Его трио для фортепиано, скрипки и виолончели оp. 24 написано в 1945 году, сразу после окончания войны. Это скорбные воспоминания о пережитом, в форме которых чувствуется явное влияние Шостаковича — при этом нервная напряженность и диковатая неуправляемая ярость второй части дадут фору и некоторым скерцо DSCH.
Второе фортепианное трио Дмитрия Шостаковича написано годом ранее — это элегия памяти Ивана Соллертинского, ближайшего друга композитора. Шостакович начал работу осенью 1943-го на даче в Комарове, завершил в августе 1944-го и сам сел за рояль на премьере трио 14 ноября в Ленинграде. Трудно отделаться от мысли, что траурное ламенто, написанное в разгар войны, оплакивает не только близкого друга, но и всех жертв современной композитору эпохи. Оно начинается, по замечанию скрипача Ростислава Дубинского, «тревожным предчувствием несчастья», а завершается макабрическим танцем с еврейскими интонациями — и пассажем, который тот же Дубинский описывает так: «словно в предсмертной агонии, вопль вырывается из горла, сдавленного железной рукой».
Завершает программу знаменитое гротескное «Танго» из кинофильма «Агония» Альфреда Шнитке. Танго звучит в сцене бале Николая II — и символически становится последним танцем империи.
Программа
Моисей Вайнберг. Трио для фортепьяно, скрипки и виолончели, op. 24
I. Prelude and Aria. Larghetto
II. Toccata. Allegro
III. Poem. Moderato
IV. Finale. Allegro moderato
Дмитрий Шостакович. Трио для фортепьяно, скрипки и виолончели № 2, op. 67.
I. Andante
II. Allegro con brio
III. Largo
IV. Allegretto
Альфред Шнитке. «Танго» из кинофильма «Агония».
Исполнители
Антон Яшкин, фортепьяно
Андрей Забавников, скрипка
Татьяна Боярина, виолончель