Откуда в русский язык попало слово "авиатриса", и как авиатрисы превратились в летчиц? Могли ли женщины получить диплом пилота до революции и в Советской России 1920-х годов? Была ли конкуренция между мужчинами и женщинами — авиаторами? Существовала ли специальная женская летная форма? Кем были первые женщины — Герои Советского Союза В.С. Гризодубова, П.Д. Осипенко и М.М. Раскова? Ответы на эти и многие другие вопросы вы узнаете на нашей лекции.
Женская авиационная культура (совокупность общепринятых норм и ценностей в отношении авиации, воздухоплавания и парашютизма) в начале ХХ века — это мир новых амазонок, экстравагантных и склонных к безумному риску. В 1920-е – начале 1930-х гг. женщины в авиационном проекте были незаметны, несмотря на то, что уже были и летчицы, и парашютистки, и даже женщины-авиаконструкторы. Во второй половине 1930‑х гг. они вышли из тени и стали олицетворением нового общественного порядка. Для женской авиационной культуры 1930-х годов характерны красота полета, стремление к свершению, спортивный азарт, высокий профессионализм. В годы Великой Отечественной войны появились знаменитые "ночные ведьмы". Во второй половине ХХ в. некоторым женщинам удалось сделать блестящую карьеру пилота в гражданской авиации, а также установить целый ряд спортивных рекордов в авиационном спорте.
Особое внимание на лекции мы уделим визуализации женской авиационной культуры — фотографиям, плакатам, кинофильмам, обеспечившим глорификацию авиатрис и летчиц.
Лекцию проведет Ульянова Светлана Борисовна, профессор Высшей школы общественных наук Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, доктор исторических наук.
Где: павильон № 57, Атриум (главная лестница).
|