С.Н. Зенкин "Мифология и магия – две модели для поэтики"
Архаические формы культуры иногда скрыто, иногда осознанно присутствуют в рациональной научной мысли. К числу таких форм относятся мифология и магия, выделенные при аналитическом разложении комплекса явлений сакрального. Их судьба в гуманитарных науках сложилась по-разному. Мифология, способ передачи священных смыслов, стала излюбленным предметом и инструментом философско-эстетических и филологических исследований начиная с эпохи романтизма; к изучению магии, предназначенной для обрядового воздействия на окружающий мир, обратились в конце XIX столетия другие дисциплины – социология и антропология, и она лишь изредка метафорически упоминается в литературной критике («магический реализм» и т.п.). Между тем при корректном критическом понимании обе модели приложимы к интерпретации художественного текста, который одновременно нечто значит и нечто делает со своим читателем.