Культура насилия: невидимое производство и публичное потребление
Европейский университет в Санкт-Петербурге (Шпалерная ул. 1, Конференц-зал, аудитория 201) / Zoom
13 февраля, 16:00 — 19:30 (по московскому времени)
В последние годы в публичных дискуссиях все чаще поднимается вопрос о насилии в искусстве и медиа. Нужно ли отделять личность художника/художницы от его/ее произведений, если мы знаем, что он или она совершили насилие? Связаны ли жестокость в компьютерных играх и нормализация жестокости в жизни? Где граница между критикой насилия и его легитимацией в художественном высказывании? Насилие может быть выведено на сцену и названо искусством; насилие может быть скрытым “за кулисами” производства (например, когда участни_цы подвергаются харассменту или когда в качестве стратегии выбрана эксплуатация работни_ц).
Отношение к проблеме зависит от социальных и экономических позиций говорящего. Критические высказывания вскрывают различия в позициях, но приёмы ведения дискуссии и её напряжённость порой уводят ситуацию в моральную панику. К примеру, публичную критику часто объединяют под ярлыком “новой этики” или “культуры отмены”, определяя её как моду, желание ограничить свободу слова, побыть “жертвой” и подвергнуть остракизму неугодных людей. Можем ли мы избежать подобной полемики и сформулировать тезис о насилии на общем языке?
В 1984 году афроамериканская феминистка белл хукс использовала термин “культура насилия” (culture of violence) в контексте критики феминистского движения: она полагала, что восприятие женщин как “от природы чуждых” насилию заводит феминисток в ловушку. По мнению хукс, женщины не свободны от участия или пассивного наблюдения за повседневным насилием, потому что оправдывают его как способ социального контроля. Это оправдание, принятие и даже проявление уважения к насилию объединяет женщин и мужчин в их общем вкладе в воспроизводство культуры насилия.
Мы обратились к словосочетанию “культура насилия”, чтобы обозначить стратегии легитимации насилия в процессах создания и потребления медиа и культурных продуктов. Не настаивая на выбранном фрейминге, мы предлагаем поговорить о том, как в этих процессах сталкиваются различные акторы и как на анализ ситуации может влиять колониальность, гендерное, экономическое неравенство, а также существующие разрывы политического и художественного языка.
В дискуссии примут участие:
Александра Ненько (исследовательница, доцент института дизайна и урбанистики ИТМО, Украина/Россия, Харьков/Киев/Санкт-Петербург)
Бермет Борубаева (художница, исследовательница, эко-социалистка, со-куратор Бишкекской Школы Современного искусства www.facebook.com/bishartschool... и участница КыргСоц, Бишкек, Кыргызстан)
Дарья Серенко (фемактивистка, художница, Россия, Москва)
Дима Веснин (независимый геймдизайнер, куратор раздела «игры и будущее» на 2х2.медиа, преподаватель Институт бизнеса и дизайна B&D и НИУ ВШЭ, Россия, Москва)
Мария Кувшинова (кинокритик, журналистка, соосновательница https://kkbbd.com/, Россия, Москва)
Михаил Федорченко (философ, активист, аспирант ЕУ СПб, редактор ресурса Либромарксизм, Россия, Санкт-Петербург)
Тони Лашден (квир-активист_ка, журналист_ка, преподаватель_ница курса "Массовая культура и медиа" в Европейском колледже Liberal Arts, Беларусь, Минск)
Выражаем благодарность за оформление афиши: https://www.instagram.com/astrantiu...
В здании Европейского университета есть лифт и нет высоких порогов, но входная дверь обычно раскрывается только на одну створку, а некоторые внутренние двери снабжены тугим доводчиком. Если вам нужна помощь на входе в здание или внутри, мы будем рады её предоставить. Позвоните, пожалуйста (или напишите в телеграме) по телефону +79214189677 (Егор), и мы решим этот вопрос.